На днях Самарское Речное Пассажирское Предприятие запустило в работу три новых катера на воздушной подушке
Славир-9У — новые суда получили номера 76, 77 и 78. Надеюсь, это событие реально улучшит работу переправы Самара — Рождествено —
из-за постоянных проблем со старыми СВП от жителей Рождествено и самарских дачников, у которых дома в Рождествено, постоянно шли жалобы. Мы же немного про историю переправы в межсезонье…
В 80-е, сколько себя помню, весна и осень в Октябрьском и Ленинском районах тогда еще Куйбышева обозначалась не только первыми ручейками таявшего снега, но и характерного гула вертолета.
а вот RA-25615 в полете в 2014 году — увы, более свежего фото я не нашел. Источник — russianplanes.net, автор — Vivan75
Вырезка из газеты датирована 1988 годом. В этом году или уже до этого летал по весне и осени вертолет через Волгу — сказать не могу. Но представить, каково было постояльцам гостиницы «Театральная» и жителям окрестных домов было — для полноты ощущений не хватало только «Полет Валькирии» по радиотрансляции (а сеть громкоговорителей в 80-е на набережной еще была) запустить. Традиционно вертолет летал с момента, когда лед терял прочность до того, пока не прекратится ледоход. Ценообразование билетов — это отдельная история. Но в том же 92-м цена билета была примерно в размере зарплаты обычного человека. И это хорошо, если ты ее получаешь. Но потом область нашла деньги на дотации. Лично я первый раз «прокатился» на вертолете именно на этой переправе году в 95-м.
В 1990-м я впервые увидел в наших краях СВП — судно на воздушной подушке. Небольшой катер лихо шел, что называется не разбирая дороги — ему ведь в целом все равно, что под юбкой — вода полыньи или лед. Это (как уже выяснилось много позже) СВП типа «Гепард» проекта 18800. Тогда же я уговорил отца прокатится на этом чуде — по выходным на нем можно было просто покататься. Пятиместный катер с двигателем от ГАЗ-53 ходил более чем лихо.
Достаточно быстро тот «Гепард» стал перевозить людей через Волгу в Рождествено. Это еще были времена СССР, но уже времена кооперации и еще не развитого рыночного бардака. Строились эти суда на реке Свирь в Подпорожье на Свирской Судоверфи и в Долгопрудном на АОЗТ «Нептун-Судомонтаж»
Следующее пришествие СВП было уже куда более серьезным. Сказалось то, что в России появилось несколько компаний, которые начали строить серийно СВП. Чаще всего в наших краях появлялись Марсы (АКС-Инвест, Нижний Новгород) и Хивусы (Аэроход, Нижний Новгород). В основной массе эти СВП стали появиляться в наших краях в 2004–2005 годах
Вместимость Марса была небольшой, АКСовские подушки больших размеров (Марс-2000 и 3000) у нас не прижились, а вот в Казани 2000-е марсы одно время работали на переправе из Казани на Нижний Услон.
Потом были аэроходовские Хивусы, которые проработали практически до настоящего времени. Десятиместные Хивус-10 впервые появились у нас в 2009 году, потом докупали еще суда в 2011 и 2012 годах
6 февраля 2019 года Хивус-1 попал в новости — как сообщал порта 63.ru, 5 февраля на борту произошло возгорание, загорелся двигатель. На моем фото он пойман 2 февраля.
Естественно не обошлось и без бизнеса — комерсанты очень быстро освоили этот рынок. На частных «подушках» можно добраться не только в Рождествено, но и к турбазам на правом берегу Волги.
В массе своей это были все теже Хивус-10 и Хивус-6 — небольшие шестиместные СВП.
Но вернемся к Самарскому РЕчному Пассажирскому Предприятию.
В последние годы у СРПП с этими судами были проблемы — сказывался износ агрегатов и проблемы с финансированием. Постоянные жалобы жителей на длимнные очереди привели к покупке в 2017-м трех Нептунов — СВП Нептун-23, построенные в Подпорожье. С ними была несколько темная история, что вроде как их купили поджержанными. Хотя судя по годам появления на свет и их вводом в работу у СРПП — все же скорей всего они пришли новыми. Но вот проблем с ними было множество. Но Нептуны пока продолжают работать. Одно время Нептуны даже осуществляли экскурсионные рейсы в Ширяево и Винновку.
Нептуны работают и сейчас, но теперь им в помощь прибавились Славиры.
Если Хивусы уже хорошо знакомы, то Славиры в наших краях редкость. Мне пару раз попадался лишь один из самых малых катеров семейства — Славир-5.
Заодно и заглянем на торговую площадку — нам нужна закупка № 32009348783. Суда оснащены (судя по приводимой в документации мощности и производителю) бензиновым мотором Toyota 1GR-FE (V6, рабочий объем 3956 куб.см). Честно говоря меня лично смущает выбор в качестве силовой установки бензинового мотора, а не дизеля. Пассажировместимость судна до 11 человек.
Таким образом по факту эти суда являются альтернативой дизельным Хивус-10.
Что ж, поживем — увидим. Надеюсь, что с вводом в работу новых СВП работа переправы заметно улучшится. Прокатиться на них постараюсь в ближайшее время — когда появится альтернатива в виде пешеходной переправы через Волгу, пока русло реки у города изобилует промоинами.
p. s. кто не понял про Полет Валькирии — посмотрите «Апокалипсис сегодня» Копполы — это оттуда — полет вертолетов под музыку Вагнера.
Источник новости: здесь.